Главная / Страничка психолога

Страничка психолога

   Основные направления деятельности педагога-психолога в детском саду

         Основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью педагог-психолог выполняет следующие задачи:

1. Создание условий для благополучного психологического климата в детском саду, способствующему сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

2. Развитие социально-личностной сферы детей.

3. Развитие и коррекция интеллектуальной сферы детей.

3. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

4. Психологическая помощь и сопровождение родителей при поступлении детей в ДОУ в период адаптации.

5. Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям и воспитателям.

Основные направления деятельности педагога-психолога в детском саду

1. Психологическое просвещение — это формирование у воспитателей и родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в воспитании и обучении ребенка. Педагог-психолог информирует воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, конструктивными и деструктивными стилями семейного воспитания, детско-родительскими взаимоотношениями, о влияние личности ребенка на формирование личности ребенка, развитием психических процессов, развитием эмоционально-личностной и коммуникативной сфер ребенка.

Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров, тренингов и информационно-просветительских статей.

Целью психологического просвещения является предупреждение отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей.

2. Психопрофилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.

1) Создание благоприятных условий в детском саду, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Проводится в виде оказания психологической помощи в период адаптации детей к ДОУ (наблюдение за детьми, анкетирование родителей и беседы с родителями для выявления причин тяжелой степени адаптации).

2) Составление индивидуальных рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

3) Своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям или отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения.

3. Психодиагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам. Психологическое обследование проводится при поступлении в детский сад, при переходе на новый возрастной этап и в процессе подготовки детей к школе.

В детском саду проводится следующая психодиагностика: 1) психолого-педагогическая готовность к началу школьного обучения; 2) мотивационная готовность к школе; 3) изучение адаптационного периода у вновь прибывших детей в детский сад; 4) изучение эмоционально-личностной сферы для выявления агрессивности, тревожности и самооценки; 5) изучение эмоционального состояния к детскому саду.

Психодиагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей.

В зависимости от полученных результатов педагог-психолог составляет индивидуальные коррекционно-развивающие программы по развитию психических процессов и эмоциональной сферы.

4. Психологическое консультирование в детском саду сосредотачивается на решении профессиональных проблем, имеющих отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.

Консультирование родителей и педагогов проводится в форме рекомендательного, информационного и коррекционно-профилактического характера по вопросам развития и воспитания детей:

1) нарушения эмоциональной, интеллектуальной или поведенческой сфер ребенка (агрессивность, тревожность, отставание в психическом развитии, трудный адаптационный период, гиперактивность, плохая память, невнимательность и т.п.);

2) по результатам психодиагностики ребенка;

3) по вопросам психолого-педагогической готовности ребенка к школе;

4) по вопросам детско-родительских отношений и создания благоприятного психологического климата семьи;

5) по вопросам семейного воспитания;

6) по вопросам адаптации детей к детскому саду;

7) конфликтные отношения с другими детьми.

5. Групповая коррекционно-развивающая работа направлена на развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер ребенка по программе детского сада «DOBRO» (старшие и подготовительные группы) и психологической готовности к школе (подготовительная группа).

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательной, личностно-эмоциональной и поведенческой сфер. И проводится с теми детьми, у которых были выявлены низкие показатели развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи, восприятия и воображения).

 

«Будущий первоклассник» (6 — 7 лет)

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие », «Одежда. Обувь. Головные уборы».
1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку».Морозная — .., снежный — .., ледяная .., порывистый — .., теплые — .., меховая — .., пушистый — .., зимнее — .., пасмурная – …
2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Длинный — короткий, грязный — чистый, новый — старый, светлый — темный, яркий — тусклый, мягкий — твердый, теплый — холодный, морозный — жаркий.

II. Совершенствовать навыки словообразования.
1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?».
Снегопад — снег падает, снегоход — .., ледокол — .., снегокат — …
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего — какой?».
Туфли из кожи — кожаные туфли.
Ботинки с мехом — меховые ботинки.
Пиджак из шерсти — шерстяной пиджак.
Платье из шелка — шелковое платье.
3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники».
Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник.
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Платье — платьишко, платьице, платяной.
Франция — француз, француженка, французский.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Детям предлагается подобрать подходящее по смыслу существительное и правильно согласовать его с заданным прилагательным.
Зимний — холод, мороз, день.
Зимняя — пора, погода, прогулка, метель.
Зимнее — время, развлечение.
Зимние — дни, метели, развлечения, прогулки, забавы…
Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский.
2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один — много».
Француз — французов, англичанин — англичан, страна — стран, житель — жителей, день — дней, снежинка — снежинок, буря — бурь, стужа — стуж, шляпа — шляп, платье — платьев, пальто — пальто, ботинки — ботинок, сапоги — сапог.
3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем».
1 платье, 2 платья, .., 5 платьев, .., 10 платьев.
4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?».
Шить — шитый, развязать — развязанный, вязать — вязанный, складывать — сложенный, вышивать — вышитый, носить — ношенный, стирать — стиранный.

IV. Совершенствовать слоговую структуру речи.
Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.

V. Развивать связную речь.
1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.
2. Составлять рассказ о зиме по плану:
• как ты заметил наступление зимы;
• ее первые приметы в природе;
• зимние месяцы;
• жизнь зверей и птиц зимой;
• зимние забавы и развлечения.
3. Составлять сравнительные рассказы.
Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки.
4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.

VI. Обучение грамоте.
1. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам».
Предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба — р, ы, б, а.
2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).
3. Учить составлять предложения с заданным словом.
4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение».
Снег, на, лежит, домов, крышах. У, теплая, куртка, Тани.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.