Главная / Экспериментальная работа

Экспериментальная работа

С октября  2012г. в МБДОУ ЦРР-детский сад «Туллукчаан» началась экспериментальная деятельность:

  1. «Үнугэс» рубрика в СМИ для детей дошкольного возраста и их родителей.

Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей и познавательного интереса детей дошкольного возраста через рубрику «Үнугэс» в СМИ.

Задачи:

—  выявление путем опроса жителей улуса о необходимости создания специальной рубрики;

—  создание специальных тематических рубрик, в которых будут затронуты интересующие вопросы, проблемы;

—  разработка материалов и планирование совместной работы;

—  решение источников финансирования;

—  реализация основных этапов, проведение мероприятий и конкурсов;

—  обобщение итогов работы.

За октябрь месяц проводились организационные работы. Разработан план работы. Зам. по ВМР Филиппова Л.С. – руководитель проекта

Преподаватель музыки Каплина Т.В.

Воспитатель – Мандарова Л.А.

 

 

Каплина Татьяна Васильевна

Заместитель по УВР МБДОУ ЦРР – д/с «Туллукчаан», г Вилюйск

 

Проект: «ДЕТСКАЯ РУБРИКА «ҮНҮГЭС»

НА СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ «БҮЛҮҮ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ»

С 2012 года в нашем детском саду была идея:  создание детской консультативно-познавательной рубрики «Үнүгэс» в муниципальных средствах массовой информации в Вилюйском улусе для привлечения местного населения к решению проблемы воспитания детей дошкольного возраста, развития познавательного интереса детей, организации консультации для родителей в удобное для них время.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у родителей представлений о единстве и целостности образовательного и воспитательного процессов в дошкольной образовательной организации и семье, повышение их психолого-педагогической компетентности посредством оказания им консультативной и практической помощи.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать родителям значимость дошкольного детства для общего и социального развития ребенка и повышения уровня его готовности к дальнейшему систематическому обучению.
  2. Развивать психолого-педагогическую компетентность родителей, членов семей в ходе взаимодействия и сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением.
  3. Познакомить с традициями, правилами, особенностями образовательной и воспитательной работы в ДОУ, заинтересовать и привлечь родителей к участию в совместной деятельности.
  4. Создать единое информационно-образовательное пространство в муниципальном районе посредством совместной работы ДОУ со средствами массовой информации, организации партнерства с местными органами власти, бизнесом и общественными организациями

 

ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проблематика проекта:

Семья и детский сад – два общественных института, стоящих у истоков будущего ребенка, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Согласуя свои действия с семьей, дошкольное учреждение старается дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания и домашнего обучения. Однако, все это невозможно без систематического просвещения родителей и формирования их психолого-педагогической компетентности в процессе взаимодействия и сотрудничества.

В последнее время назрела необходимость уделить внимание повышению психолого-педагогической компетентности и мастерства родителей через местные средства массовой информации, широко освещая актуальные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Сеть средств массовой информации, действующих в Вилюйском районе (ТРС «Панорама», газета «Олох суола», радиостанция «Бүлүү»), к сожалению, недостаточно уделяют внимание вопросам воспитания детей дошкольного возраста, просвещения родителей. В связи с этим сотрудничество дошкольных образовательных учреждений со СМИ сегодня становится все более актуальным и востребованным.

На первом этапе реализации проекта с целью создания специальной консультативно–познавательной рубрики в СМИ был проведен опрос жителей улуса.

Большинство детей предпочитает российские телепередачи, хотя им, учитывая этническую среду, сложно понять всю информацию на русском языке. А в республиканских — смотрят  передачи — «Күнчээн», «Биьикчээн» и некоторые концерты «Полярной звезды». В улусе специальных передач для детей дошкольного возраста нет, дети смотрят только те передачи, в которых редко показывают мероприятия детских садов улуса.

Диаграмма 1. Какие телепередачи предпочитают смотреть дети дошкольного возраста Вилюйского улуса, в %

 

Диаграмма 2. Характер телепередач, которые смотрят дети дошкольного возраста Вилюйского улуса, в %

 Таким образом, проведенный опрос показал, что местные средства массовой информации не играют значительной роли в педагогизации населения, не развивают познавательные способности детей дошкольного возраста, а, наоборот, оказывают негативное влияние. Тем самым, в начале проектной работы мы констатировали отсутствие информационно-образовательной среды, влияющей на развитие детей и повышение психолого-педагогической компетентности родителей и актуальность создания консультативно–познавательной рубрики в СМИ.

 

Психолого-педагогическое обоснование:

Предназначение дошкольного образования состоит в том, чтобы оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей и предметов, открывая мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний. Каждый ребенок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.

На фоне нарастания социального напряжения, недоверия, агрессии, пессимизма усиливается необходимость восполнения дефицита культуры общения между миром взрослых и миром детства. Поэтому становится особенно значимой социальная эффективность детских теле-радиопередач, которые объединяют общекультурные ценности в широкое информационное поле.

Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором росли его родители, в котором росли мы-педагоги, — в информационном обществе, где от членов социума требуется высокий интеллектуальный уровень, информационная культура и развитые социальные компетентности, творческая активность. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от его способности постоянно учиться, ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять непрерывное образование.

Сегодня жизнь ребенка дошкольного возраста наполнена информационными средствами и их носителями. Это обусловлено зоной ближайшего развития, сферой предстоящей деятельности – обучением в школе: современный школьник должен иметь элементарный опыт работы с информацией (технологиями поиска, обработки, сохранения и пр.), уметь рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, желать включиться в процесс познания.

Информационная компетентность ребенка дошкольного возраста представляет собой основы информационных знаний и ценностного отношения к информации, позволяющих ребенку включиться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Рис.1. Структура информационной компетентности ребенка дошкольного возраста

Таким образом, анализ социокультурной ситуации в улусе и учет имеющихся психолого-педагогических разработок в современной психолого-педагогической науке послужили основой для разработки инновационного проекта «Детская рубрика «Үнүгэс» на средствах массовой информации «Бүлүү» для детей дошкольного возраста и их родителей».

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проектный шаг 1. — Социокультурный анализ

Главной отличительной особенностью действующего проекта «Детская рубрика «Үнүгэс» на средствах массовой информации «Бүлүү» для детей дошкольного возраста и их родителей» является его социально-активный характер. Основной механизм реализации — сочетание государственного, муниципального управления, культурной, образовательной политики и общественно-гражданских инициатив. В связи с этим в начале проекта проведен социокультурный анализ окружения ДОУ.

Проект разработан на основе опроса родителей и творческой инициативы педагогов.

Диаграмма 3. Потребности родителей в консультации специалистов, в %

Проектный шаг 2. — Анализ информационного поля

В Вилюйске действует сеть средств массовой информации: телерадиостудия «Панорама», газета «Олох суола», радиостанция «Бүлүү», которые пользуются большим авторитетом и главным источником отбора необходимой информации улуса. Средства массовой информации – самые оперативные источники информации в жизни улуса. Основные цели их деятельности – это освещение, информирование всех значительных событий в жизни республики, города и улуса, проводимых мероприятий, отражение культурной и спортивной жизни, проблем и достижений улуса. К сожалению, в них недостаточно уделяется внимание проблеме воспитания детей дошкольного возраста, мало ведется работа по просвещению родителей. В связи с этим сотрудничество образовательных учреждений со СМИ становится все более актуальным и востребованным.

Диаграмма 4. Какие СМИ улуса пользуются наибольшей популярностью у жителей Вилюйского улуса, в %

Проектный шаг 3. — Изучение и анализ теоретических, методологических основ проекта

Следующим проектным шагом стало изучение теоретических оснований.

Проектный шаг 4. — Изучение инновационного потенциала и возможностей коллектива

Проектный шаг 5. — Разработка организационной документации, комплексного проекта

Проектный шаг 6. — Разработка модели рубрики

Проектный шаг 7.- Планирование и реализация проектных действий

Проектный шаг 8. — Мониторинг и корректировка проекта и проектных действий

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

А. Социально-педагогическое влияние проекта:

По итогам работы мы отмечаем положительные результаты:

— успешное участие воспитанников в проводимых городских, улусных, республиканских мероприятиях, конкурсах СМИ;

— повышение авторитета педагогов дошкольного образовательного учреждения у родителей, в улусе;

— активная инновационная деятельность педагогов, повышение уровня их квалификации и профессионализма;

— создание слаженной системы взаимодействия ДОУ со СМИ;

— расширение партнерства с организациями и предприятиями, бизнесом, органами местной власти и общественными организациями.

Б. Рост познавательной активности и информационной компетентности детей дошкольного возраста

-высокий уровень воспитанности детей, повышение уровня педагогической культуры родителей;

-выявление актуальных проблем в семьях и социуме;

-повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов-исполнителей проекта;

-успешность воспитанников в проводимых мероприятиях, конкурсах

-социальное партнерство с ДОУ в педагогами других улусов.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

 

В перспективе мы планируем создать сайт сети интернета, расширить подготовку материалов для передач республиканского телевидения, таких как «Кунчээн», «Биhикчээн», журналов «Чуораанчык», «Чомчуук саас», начать выпуск сборника сказок в электронном варианте «Арай биирдэ» (в пер. «жили-были») в рубрике «Аптаах холбуйачаан» (в пер. «волшебный сундучок») в радио «Саха».

 

 

 

Каплина Татьяна Васильевна

Заместитель по УВР МБДОУ ЦРР – д/с «Туллукчаан», г Вилюйск

 

Проект: «ДЕТСКАЯ РУБРИКА «ҮНҮГЭС»

НА СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ «БҮЛҮҮ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ»

С 2012 года в нашем детском саду была идея:  создание детской консультативно-познавательной рубрики «Үнүгэс» в муниципальных средствах массовой информации в Вилюйском улусе для привлечения местного населения к решению проблемы воспитания детей дошкольного возраста, развития познавательного интереса детей, организации консультации для родителей в удобное для них время.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у родителей представлений о единстве и целостности образовательного и воспитательного процессов в дошкольной образовательной организации и семье, повышение их психолого-педагогической компетентности посредством оказания им консультативной и практической помощи.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать родителям значимость дошкольного детства для общего и социального развития ребенка и повышения уровня его готовности к дальнейшему систематическому обучению.
  2. Развивать психолого-педагогическую компетентность родителей, членов семей в ходе взаимодействия и сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением.
  3. Познакомить с традициями, правилами, особенностями образовательной и воспитательной работы в ДОУ, заинтересовать и привлечь родителей к участию в совместной деятельности.
  4. Создать единое информационно-образовательное пространство в муниципальном районе посредством совместной работы ДОУ со средствами массовой информации, организации партнерства с местными органами власти, бизнесом и общественными организациями

 

ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проблематика проекта:

Семья и детский сад – два общественных института, стоящих у истоков будущего ребенка, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Согласуя свои действия с семьей, дошкольное учреждение старается дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания и домашнего обучения. Однако, все это невозможно без систематического просвещения родителей и формирования их психолого-педагогической компетентности в процессе взаимодействия и сотрудничества.

В последнее время назрела необходимость уделить внимание повышению психолого-педагогической компетентности и мастерства родителей через местные средства массовой информации, широко освещая актуальные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Сеть средств массовой информации, действующих в Вилюйском районе (ТРС «Панорама», газета «Олох суола», радиостанция «Бүлүү»), к сожалению, недостаточно уделяют внимание вопросам воспитания детей дошкольного возраста, просвещения родителей. В связи с этим сотрудничество дошкольных образовательных учреждений со СМИ сегодня становится все более актуальным и востребованным.

На первом этапе реализации проекта с целью создания специальной консультативно–познавательной рубрики в СМИ был проведен опрос жителей улуса.

Большинство детей предпочитает российские телепередачи, хотя им, учитывая этническую среду, сложно понять всю информацию на русском языке. А в республиканских — смотрят  передачи — «Күнчээн», «Биьикчээн» и некоторые концерты «Полярной звезды». В улусе специальных передач для детей дошкольного возраста нет, дети смотрят только те передачи, в которых редко показывают мероприятия детских садов улуса.

Диаграмма 1. Какие телепередачи предпочитают смотреть дети дошкольного возраста Вилюйского улуса, в %

 

Диаграмма 2. Характер телепередач, которые смотрят дети дошкольного возраста Вилюйского улуса, в %

 Таким образом, проведенный опрос показал, что местные средства массовой информации не играют значительной роли в педагогизации населения, не развивают познавательные способности детей дошкольного возраста, а, наоборот, оказывают негативное влияние. Тем самым, в начале проектной работы мы констатировали отсутствие информационно-образовательной среды, влияющей на развитие детей и повышение психолого-педагогической компетентности родителей и актуальность создания консультативно–познавательной рубрики в СМИ.

 

Психолого-педагогическое обоснование:

Предназначение дошкольного образования состоит в том, чтобы оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей и предметов, открывая мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний. Каждый ребенок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.

На фоне нарастания социального напряжения, недоверия, агрессии, пессимизма усиливается необходимость восполнения дефицита культуры общения между миром взрослых и миром детства. Поэтому становится особенно значимой социальная эффективность детских теле-радиопередач, которые объединяют общекультурные ценности в широкое информационное поле.

Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором росли его родители, в котором росли мы-педагоги, — в информационном обществе, где от членов социума требуется высокий интеллектуальный уровень, информационная культура и развитые социальные компетентности, творческая активность. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от его способности постоянно учиться, ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять непрерывное образование.

Сегодня жизнь ребенка дошкольного возраста наполнена информационными средствами и их носителями. Это обусловлено зоной ближайшего развития, сферой предстоящей деятельности – обучением в школе: современный школьник должен иметь элементарный опыт работы с информацией (технологиями поиска, обработки, сохранения и пр.), уметь рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, желать включиться в процесс познания.

Информационная компетентность ребенка дошкольного возраста представляет собой основы информационных знаний и ценностного отношения к информации, позволяющих ребенку включиться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Рис.1. Структура информационной компетентности ребенка дошкольного возраста

Таким образом, анализ социокультурной ситуации в улусе и учет имеющихся психолого-педагогических разработок в современной психолого-педагогической науке послужили основой для разработки инновационного проекта «Детская рубрика «Үнүгэс» на средствах массовой информации «Бүлүү» для детей дошкольного возраста и их родителей».

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проектный шаг 1. — Социокультурный анализ

Главной отличительной особенностью действующего проекта «Детская рубрика «Үнүгэс» на средствах массовой информации «Бүлүү» для детей дошкольного возраста и их родителей» является его социально-активный характер. Основной механизм реализации — сочетание государственного, муниципального управления, культурной, образовательной политики и общественно-гражданских инициатив. В связи с этим в начале проекта проведен социокультурный анализ окружения ДОУ.

Проект разработан на основе опроса родителей и творческой инициативы педагогов.

Диаграмма 3. Потребности родителей в консультации специалистов, в %

Проектный шаг 2. — Анализ информационного поля

В Вилюйске действует сеть средств массовой информации: телерадиостудия «Панорама», газета «Олох суола», радиостанция «Бүлүү», которые пользуются большим авторитетом и главным источником отбора необходимой информации улуса. Средства массовой информации – самые оперативные источники информации в жизни улуса. Основные цели их деятельности – это освещение, информирование всех значительных событий в жизни республики, города и улуса, проводимых мероприятий, отражение культурной и спортивной жизни, проблем и достижений улуса. К сожалению, в них недостаточно уделяется внимание проблеме воспитания детей дошкольного возраста, мало ведется работа по просвещению родителей. В связи с этим сотрудничество образовательных учреждений со СМИ становится все более актуальным и востребованным.

Диаграмма 4. Какие СМИ улуса пользуются наибольшей популярностью у жителей Вилюйского улуса, в %

Проектный шаг 3. — Изучение и анализ теоретических, методологических основ проекта

Следующим проектным шагом стало изучение теоретических оснований.

Проектный шаг 4. — Изучение инновационного потенциала и возможностей коллектива

Проектный шаг 5. — Разработка организационной документации, комплексного проекта

Проектный шаг 6. — Разработка модели рубрики

Проектный шаг 7.- Планирование и реализация проектных действий

Проектный шаг 8. — Мониторинг и корректировка проекта и проектных действий

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

А. Социально-педагогическое влияние проекта:

По итогам работы мы отмечаем положительные результаты:

— успешное участие воспитанников в проводимых городских, улусных, республиканских мероприятиях, конкурсах СМИ;

— повышение авторитета педагогов дошкольного образовательного учреждения у родителей, в улусе;

— активная инновационная деятельность педагогов, повышение уровня их квалификации и профессионализма;

— создание слаженной системы взаимодействия ДОУ со СМИ;

— расширение партнерства с организациями и предприятиями, бизнесом, органами местной власти и общественными организациями.

Б. Рост познавательной активности и информационной компетентности детей дошкольного возраста

-высокий уровень воспитанности детей, повышение уровня педагогической культуры родителей;

-выявление актуальных проблем в семьях и социуме;

-повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов-исполнителей проекта;

-успешность воспитанников в проводимых мероприятиях, конкурсах

-социальное партнерство с ДОУ в педагогами других улусов.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

В перспективе мы планируем создать сайт сети интернета, расширить подготовку материалов для передач республиканского телевидения, таких как «Кунчээн», «Биhикчээн», журналов «Чуораанчык», «Чомчуук саас», начать выпуск сборника сказок в электронном варианте «Арай биирдэ» (в пер. «жили-были») в рубрике «Аптаах холбуйачаан» (в пер. «волшебный сундучок») в радио «Саха».