Главная / «ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

«ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Закаливание как фактор сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка – детский сад «Туллукчаан»Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия) «Закаливание как фактор сохранения и укрепленияздоровья детей дошкольного возраста» Выполнили:Николаева Елена МихайловнаНазарова Надежда СофроновнаСофронеева Надежда ВладимировнаФилиппова Лидия Семеновна Введение Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — это здоровье.Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.Актуальность: Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Здоровый, нормально развивающийся ребёнок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому овладение основами двигательной и гигиенической культуры, психическое самочувствие детей в условиях дошкольного учреждения должны быть предметом постоянного внимания педагогов и требуют от него особой компетентности. Но вместе с тем здоровье современных детей продолжает находиться в критическом состоянии.Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.Что же такое закаливание? По определению В.Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка», закаливание человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». В современной литературе можно встретить разные объяснения закаливания. Согласно одному из них закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.По другому определению, закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Закаливание является довольно сильным оздоровительным средством.В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям метеорологических факторов.Таким образом, закаливание организма можно определить как систему процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования. Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: -Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.-Постепенность закаливания. -Систематичность и постоянство закаливания. -Учёт эмоционального состояния ребёнка в момент проведения закаливающей процедуры. «Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции, — является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно — оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как М.А.Рунова, В.Г.Алямовская, В.Т. Кудрявцев, Т.Н. Доронова, Н.Н. Авдеева и др. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.Проблема: высокая заболеваемость, низкая посещаемость детей, низкий уровень родительской компетентности в вопросах закаливания детей. Цель: Закаливание детей, укрепление психофизиологического и физиологического здоровья детей. Привлечь родителей к современной активной деятельности к организации физического воспитания и закаливания. Данная цель требует решения следующих задач:1. Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации физкультурных досугов детей;2. Организовать консультации и обмен опыта между родителями;3. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, закаливанию, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей. 4. Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада. 5. Укрепление здоровья детей посредством закаливающих процедур (Ходьба по солевым, ребристым дорожкам, умывание рук до локтя лица и шеи прохладной водой, игровой самомассаж, точечный массаж, воздушные ванны, дневной сон без маек, употребление лука чеснока в осенне-зимний период, употребление витаминов в период вспышки заболеваний, воздушные ванны, подвижные игры, мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, элементы йоги)Форма проведения: анкетирование консультации родителей, практические занятия, физкультурные досуги, родительские собрания, праздники. Ожидаемый результат: информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, вызовут интерес к закаливанию детей природными факторами. Увеличение посещаемости детей путём создания системы эффективного закаливания в группе. Обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, а значит, повысит эффективность работы по оздоровлению детей. Участники проекта: дети, родители, инструктор по гигиеническим навыкам, инструктор по физической культуре, воспитатели. План мероприятий по реализации проектаЭтапы проектаСодержание работыСрок1.Поисковый1.Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; изучение опыта педагогов- новаторов по закаливанию дошкольников; 2.Пополнение предметно-развивающей среды; 3.подбор диагностического инструментария для определения степени закалённости организма детей. Март2. Аналитический1.Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта; 2.Выявление интереса и уровня знаний и умений детей по закаливанию своего организма; Март3.Практический 1.Практикум по решению «3a и против». Цель: анализ противоречивых мнений о важности и необходимости закаливания, выработка единых подходов. 2.Экспресс-обзор «Нетрадиционные приёмы закаливания». «Йога в детском саду»Цель: расширение представлений педагогов об использовании нетрадиционных оздоровительных приёмов в системе закаливания дошкольников (Йога для детей, игровой закаливающий массаж, мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика и др.). Март- апрель 1.Выполнение домашнего задания «Модель режима закаливания детей в домашних условиях». Цель: обсуждение и выбор оптимальных вариантов моделей закаливания с учётом возраста и состояния здоровья.2.Консультация «Как закаливать частоболеющего ребёнка?»Цель: выработка индивидуального подхода к закаливанию, уточнение схемы закаливания для частоболеющих и ослабленных детей, составление рекомендаций для родителей. 3. Семинар-практикум для родителей «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья». Цель: знакомство родителей с системой закаливания детей в ДОУ, развитие мотивации на закаливание детей в домашних условиях.4. Оздоровительное ассорти «Кто с закалкой дружит — никогда не тужит» (уроки закаливания). Цель: обмен опытом по организации закаливания в разных видах занятий с детьми в режиме дня. Апрель Апрель Апрель Апрель4. Презентационный 1. Анализ низкой посещаемости детей (индекс здоровья выявление в процентах)2.Презентация приёмов закаливания: — «По тропинке босиком»; — «Игровой закаливающий массаж»; — «Солнечная энергия»; — «Закаливающая гимнастика после дневного сна»; — «Птичка водичку пьёт» (закаливание носоглотки); — «Чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам…»3. Фотоколлаж «Мы в стране Закаляндии».4.Выставка «Я здоровье сберегу» (выставка целебных трав с дегустацией витаминного чая и лечебных отваров).Май5.КонтрольныйКонтроль и оценка результатов работы, определение перспективы. Ожидаемые результаты: — разработка системы эффективного закаливания дошкольников;-методическое и дидактическое сопровождение к ней; -перспективный план закаливающих мероприятий для детей в ДОУ и семье;- картотека методического материала к проведению закаливающих процедур (закаливающие упражнения для горла, элементы самомассажа, дыхательной гимнастики, аутотренинга, лечебные игры и пр.);-снижение заболеваемости детей, повышение интереса к закаливанию;-активное участие родителей в оздоровительных мероприятиях с детьми в ДОУ и использование различных видов закаливания в домашних условиях;- наполнение двигательно-игровой среды в группе различными видами оборудования для проведения закаливающих процедур; — создание методического материала по теме для родителей (памятки; схемы; рекомендации; семинаров- практикумов; домашние задания и др.) Май Закаливание является главным компонентом в неспецифической профилактике ОРВИ. В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы:- воздух,- вода,- солнечный свет.Каким же образом природные факторы оказывают закаливающее влияние на организм?Для того, чтобы понять, почему точно дозированные воздействия природных факторов повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций, следует знать принципы закаливания.Принципы закаливанияЧтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания.Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРВИ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно детей всех групп, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако, в целом, традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.Более эффективными воздействиями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме. Нетрадиционные методы закаливания Воздушное закаливаниеМетодика воздушного закаливания предусматривает реализацию основных методических принципов проведения воспитателем или методистом физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующими выпрямлениями; перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе».Затем, по команде ведущего, дети встают с постели, выполняют в течение 1-1,5 минуты циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы)Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет роль второстепенную – первостепенное значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения. «Игровые дорожки»«Игровые дорожки» используются в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна для повышения двигательной активности, оздоровления детей раннего возраста.«Игровую дорожку» обозначают в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными снарядами, спортивным инвентарем (лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные).Инвентарь располагают так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц. Хождение босикомХождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания.Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18°С. В начале, дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем – босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут.Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми.С детьми средних и старших групп можно приводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других моментов нет.Хождение босиком является хорошим необременительным для персонала способом закаливания детей в дошкольном учреждении на фоне выполнения других общережимных моментов. Воздушные ванныВажно следить за тем, чтобы ребенок не переохлаждался: при появлении «гусиной кожи» принятие воздушной ванны прекращается. Ежедневно можно проводить 2-3 воздушные ванны.Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш). Недопустимо принимать воздушные ванны, лежа на земле, даже в теплую погоду (при температуре воздуха 22°С), так как земля обладает выраженным теплоотнимающим действием.Надо постоянно воспитывать у детей спокойное отношение к этим процедурам, стимулировать появление положительных эмоциональных ощущений.Водные процедурыВодные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в форматировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.Ноги (нижнюю треть голени) опускают в сосуд с водой при температуре 33°С для детей 2-3 лет летом и при температуре 33°С зимой; для детей 4-6 лет соответственно при 32°С летом и при 33°С зимой. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается и доводиться до 18°С и ниже.Контрастные водные ножные ванны проводят путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста 37-38°С до 30-31°С и трех-четырехкратной смены воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18°С при шести-восьмикратной смене температур.В начале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем – сразу в холодную на 10 сек. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-20 секунд. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки можно отнести полоскание горла прохладной водой. Данный вид закаливания применяется только после консультации врача и санации носоглотки.Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее двух раз, каждый раз сплевывая. Затем вновь набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а». Температура воды 40-42°С.Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать горло, начинают эти процедуры при температуре воды 36-37°С. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1°С и доводится до комнатной температуры. Вообще полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду. Двигательная активностьНормированная двигательная активность детей в режиме дня реализуется через следующие организационные формы:- утренняя гимнастика;- физкультурные занятия;- физкультурные паузы;- гимнастика после дневного сна;- прогулки. Утренняя гимнастикаУтренняя гимнастика решает следующие задачи:- повышение эмоционального тонуса детей;- активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм.Утренняя гимнастика призвана обеспечить систематическое оздоровительное воздействие и формировать привычку ежедневно выполнять физические упражнения.Перед завтраком по 10-12 минут выполняются общеразвивающие упражнения и несложные игровые задания с целью вызвать положительные эмоции, но не перевозбуждать упражнениями с большой подвижностью.Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.), подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоим ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня.Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп.Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку. НОД по физическому развитию.Физкультурные НОД являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:- удовлетворяют естественную потребность детей в движении;- развивают физические качества детей;- формируют основные двигательные умения и навыки детей;- обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;- обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья. Физкультурные НОД проводятся 3 раза в неделю по 25 минут.Каждое занятие, включающее вводную, основную и заключительную части, соответствует возможностям детей:- учитывается неустойчивость их внимания, быстрая утомляемость при однообразных действиях, в связи с этим чередуются упражнения, строго регламентированные, с более свободными;- игровые задания, требующие спокойного, сосредоточенного исполнения с заданиями, рассчитанными на большую подвижность;- групповые и индивидуальные действия.Активизацию мыслительной деятельности детей на физкультурных занятиях следует осуществлять путем создания проблемно-поисковых ситуаций, требующих от них пространственной ориентировки, самостоятельного выбора способов выполнения движений, оценки и самооценки. Физкультурные паузыФизкультурные паузы в режиме дня решают следующие задачи:- снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);- обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;- активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.Содержание физкультурных пауз составляют хорошо знакомые детям физические и спортивные упражнения, а также подвижные игры.Подбор их в комплексы зависит от возраста детей, вида занятия и степени сложности его учебного материала.Физкультурные паузы во время занятий следует приводить ежедневно.Их количество и продолжительность должны зависеть от типа занятия, сложности материала, состояния здоровья детей, а также времени суток (первая половина дня или втора).Дозировка физической нагрузки в средней, старшей и подготовительной группах имеет отличие лишь по длительности проведения физкультурных пауз Гимнастика после дневного снаГимнастика после дневного сна решает по сути те же задачи, что и утренняя гимнастика. Однако, ее организация, содержание и дозировка физической нагрузки имеют определенные отличия.Эта гимнастика проводится ежедневно в групповом помещении и со всеми детьми. При том в содержании гимнастики после дневного сна, как правило, отсутствуют циклические упражнения (ходьба и бег). Она состоит, в основном, из хорошо знакомых детям физических упражнений ациклического характера. Эти упражнения объединяются в комплексы, которые периодически (раз в 2 недели) меняются, сохраняя при этом свою корригирующую направленность.В комплексы следует вносить упражнения на:- координацию движений;- профилактику плоскостопия;- профилактику нарушений осанки;- растягивание;- а также силовые статические и динамические упражнения для укрепления и развития мышц спины, плечевого пояса и брюшного пресса детей.При этом дозировка физической нагрузки в средней, старшей и подготовительной группах имеет отличие только в количестве повторений упражнений. ПрогулкиПрогулки занимают очень большое место в распорядке дня детского сада. На них отводится от 30 минут до 2 часов времени в первой и во второй половине дня.Основным назначением прогулок является длительное пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями, а также обучение детей применению двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных.Целесообразно широко применять сюжетные игры с правилами, которые требуют умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять установленные правила.Собирая ребенка на прогулку, надо обращать внимание на одежду: она должна соответствовать сезону года и не стеснять движений, так как во время прогулки он должен активно двигаться. Список литературы1. Детство. Программа воспитания и развития ребёнка в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой. — С-Пб., 2014. 2. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Программа оздоровления дошкольников. — М., 2007.3. Паскал В.В. Сохранение психологического здоровья педагога. //Начальная школа до и после, №2 — 2009. 4. Рунова М.А. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. //Справочник старшего воспитателя ДОУ, №8 — 2009. 5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М., 2004.6. Рунова М.А. Движение день за днём. — М., 2006.7. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников. //Методист, №10 — 2006. 8. Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. — М., 2002.9. Королёва Н.Н. Физическое воспитание в детском саду. //Справочник руководителя ДОУ, №11 — 2006. 10. Ю.Сивцова A.M. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. //Методист, №2 — 2007.11. П.Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесбрегающая технология в ДОУ. //Управление ДОУ, №1 — 2004.